Цвет в балансе: как пропорции делают композицию гармоничной

Продолжаем наш цикл #МастерскаяФитодизайна.
Вместе с Ириной Шабалиной (преподаватель флористики, фитодизайна, колористики и истории художественных стилей; автор обучающих программ, победитель российских конкурсов и лауреат международных фестивалей архитектуры и дизайна), переходим ко второй части темы цветовых сочетаний в композициях. Сегодня разбираем, как распределение цвета в нужных пропорциях влияет на восприятие фитостены или группы растений. Какие оттенки взять за основу, как добавить акценты и избежать визуального хаоса — всё по полочкам в новом выпуске.
При взгляде на композицию из растений или фитостену человек не должен ощущать ни скуки, ни излишней суеты, поэтому в работе всегда выбирается один основной цвет. Это значит, что именно ему, включая растения, кашпо, дополнительные материалы, зрительно, а не по геометрическим размерам заполненной площади, отводится примерно две трети композиции. Второго цвета — должна быть одна треть. Если есть третий цвет, то это обычно акцент, небольшой, но выразительный.
Можно использовать один, два или три цвета, а также одну, две или три цветовые группы, каждая из которых включает один основной цвет и его оттенки. Например, если выбран средний зеленый как основной цвет, характерный для большинства растений, то это будет первая цветовая группа. Второй цвет — темно-зеленый, который будет составлять вторую цветовую группу. Акцентным цветом могут стать бордовые, малиновые или розовые оттенки, образующие третью цветовую группу.
Для каждой из этих цветовых групп можно использовать несколько видов растений с учетом пропорций внутри группы, где одних будет больше, а других меньше.
В первую группу войдут растения с классическим средне-зеленым цветом, а также растения с тем же оттенком зеленого, но с бордовыми, малиновыми или розовыми кончиками или рисунком на листьях. В каталоге TREEZ Collection можно найти такие растения, как Фикус эластика (куст зеленый), Калатея зелено-бордовая (в горшке, арт. 20.1015), Калатея Розеопикта Грин (арт. 20.1165GRV), Кордилина (в горшке, арт. 20.6303N), Диффенбахия (арт. 20.1159PK), Ватер-грасс (арт. 20.071617-RG) и другие. Также здесь есть различные суккуленты, а также их мини-версии, которые прекрасно впишутся в эту подборку.
Для второй цветовой группы можно взять растения того же типа, либо создать её из одного или нескольких темно-зеленых растений.
Третью цветовую группу можно составить из ярких акцентных растений, или использовать одно растение акцентного цвета. Например: Дасти миллер (куст фиолетово-зеленый, арт. 20.5936PU), Бегония крупнолистная зелено-бордовая (арт. 20.1069N), гусмания с красным цветком (арт. 30.0309021RD) и другие.
Распределив растения в соответствии с идеей, вы получите выразительную и колористически богатую композицию.
Если требуется больше сдержанности, можно выбрать все три цвета из оттенков зеленого. Например, возьмите зеленые растения разной степени яркости или теплоты/холодности.
Можно использовать и один цвет растений, при этом разнообразие будет достигаться через разницу в размерах, формах крон, а также текстурах и размерах листьев.
Яркость цвета — важный визуальный показатель. Светло-зеленые растения создают ощущение легкости, игривости и непринужденности. Темные растения, наоборот, придают композиции вес и серьезность. Светлые растения хорошо контрастируют с темными экземплярами того же или близкого оттенка, создавая сдержанное и стильное сочетание.
Если контраст слишком сильный, композиция может потерять гармонию, и взгляд будет «прыгать» между слишком темными и слишком светлыми участками. Для того чтобы сгладить такие переходы, стоит добавить промежуточный цвет — например, зеленый средней яркости или выбрать менее контрастные сочетания.
При выборе растений для конкретного интерьера важно учитывать не только их яркость, но и общую цветовую палитру помещения. Это сложная задача, решение которой приходит лишь после тщательного анализа цвета в пространстве.
В следующих материалах мы продолжим рассматривать принципы создания гармоничных и продуманных фитокомпозиций.
Продолжение следует...